«Смешные жеманницы» в карьере Мольера PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
14.10.2016 00:00

Комедия Мольера «Смешные жеманницы» сегодня не является самым известным его произведением. Но именно она обеспечила ему покровительство короля, закрепила положение мастера в столице и стала ключиком к сердцам благородной публики. Как же простой, в сущности, фарс оказался настолько полезным для карьеры драматурга?

Стратегия Мольера

До создания пьесы стратегия была крайне продуманной. Закрепиться в столице для провинциального театрального деятеля никогда не бывает просто. Фарсы, созданные Мольером на первом этапе своей карьеры, имели достаточный успех в городе, но не были достаточны для окончательного закрепления на подмостках главных театров страны. Тогда и появляется комедия на один акт. Тоже в стиле фарса, но уже с высмеиванием современных ему нравов. Это было опасно. Даже покровительство Филиппа Орлеанского, брата короля, не спасло бы его от серьезного недовольства аристократических семейств. Хотя в комедии изображены провинциалки, ни для кого в те времена не был секретом объект высмеивания. Мольер пародировал популярную в те времена культуру салонов.

Политический жест

Салонная культура в те времена была очень сильна. И она представляла собой тот пласт общества, что противостоял проводимой Людовиком XIV политике централизованного управления и совершенствованию королевского абсолютизма. То есть постановка была рассчитана на демонстрацию королю политических пристрастий и преданности мастера политическим идеалам абсолютизма. Это была рискованная игра, в которой Мольер смог выйти победителем. Однако риск стоил выигрыша – в тот момент при дворе не было драматурга, пользовавшегося безусловным покровительством нового короля, и настало идеальное время для выхода на первый план таланта Жана-Батиста Поклена.

Стереотипы поведения

Немаловажной является и направленность комедии на высмеивание романтизированных пристрастий женщин того времени. Обе героини комедии не желают видеть жизнь, они предпочитают смотреть на реальность сквозь розовые очки, и поэтому остаются в дураках. Это во многом отвечало, да и отвечает тенденциям молодых девушек не быть самими собой, а следовать нереальным моделям из художественной литературы. Высмеивает он и умных женщин, и саму культуру салонов, все спровоцированные ей стереотипы поведения, вызывавшие ненависть у молодого короля. Во многом, именно благодаря подобной угодливости мастер и заслужил право в дальнейшем писать то, что полагает нужным.


 

Online

Сейчас 8 гостей онлайн
   

© 2007-2012 "Классическая литература" - философские, поэтические и художественные памятники литературы; литературная критика.

С администрацией сайта можно связаться по адресу admin@litclassic.ru

S5 Box