Русская литература
  • Блок А.

    Александр Александрович Блок (1880-1921) родился в Петербурге, рос и воспитывался в семье деда по матери, известного русского ботаника А. Н. Бекетова. Начал печататься в 1903 году.

     

    На формирование Блока-поэта, как и на все поколение "младших" символистов, к которому он принадлежал, большое влияние оказало учение Владимира Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX века, проповедовавшего идеи апокалиптического крушения мира и спасения его в результате Нового Пришествия.

     

    Заимствованный у него образ Жены, Облаченной в Солнце, персонификация Красоты и Добра, получил развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике Александра Блока "Стихи о Прекрасной Даме" (1904).

     

    Неприятие "страшного мира" и жажда обновления жизни характеризуют поэзию Александра Блока предоктябрьского периода. Центральное место в его лирике этих лет занимает тема Родины, России.

     

    Раздумья о судьбе страны, ее народа, стремление отыскать пути сближения с ним, ощущение неизбежности "возмездия" старому миру, грандиозности надвигающихся событий и сознание необходимости собственного в них участия - этими настроениями исполнены циклы стихотворений "Страшный мир", "Арфы и скрипки", "Родина", поэмы "Соловьиный сад", "Возмездие".

     

    Скачать произведения:

    ВОЗМЕЗДИЕ

    ДВЕНАДЦАТЬ

    СКИФЫ

    СОЛОВЬИНЫЙ САД

  • Гоголь Н.В.

    Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

     

    После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

     

    После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

     

    В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" печатается глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

     

    Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

     

    Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью". Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 - 40 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.

     

    Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".

     

    Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.

     

    В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

     

    В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно возвращается в Россию. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

     

    11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

     

    Гоголь был погребен в Донском монастыре. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

  • Лермонтов М.Ю.

    Лермонтов Михаил Юрьевич родился 15 октября в Москве. Отец, был отставным пехотным капитаном, из обедневшей дворянской семьи; мать, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).

     

    В 1815 семья переезжает в село Тарханы Пензенской губернии, в имение бабушки. Здесь рос юный поэт. У него рано умерла мать (ей было всего 21 год) и он рос в разлуке с отцом. Бабушка делала все возможное для единственного, и обожаемого внука, не жалела денег на учителей и гувернеров. Он получил превосходное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке.

     

    Он был болезненным ребенком, и бабушка опасаясь за здоровье внука, ездила с ним в путешествия на Кавказ для лечения минеральными водами. Масса впечатлений от поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, а также нашли свое отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832).

     

    1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Но учеба в университете не давалась ему, перепробовав пару тройку учебных заведений он вовсе уходит из них. 4 ноября 1832 он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе.

     

    3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье".

     

    В марте 1840 за дуэль с сыном французского посла Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию на Кавказ.

     

    На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. Поэт был убит.

     

    Скачать произведения:

    Герой нашего времени

    Мцыри

    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

  • Мандельштам О.Э.

    Родился в 1891 году в Варшаве в семье купца. Детство Мандельштам провёл в Петербурге.

    В 1907 году Осип Эмильевич учился в Тенишевском училище.

    С 1907 по 1908 год продолжил обучение в Сорбонне.

    С 1909 по 1910 год учился в Гейдельбергском университете. В это время Мандельштам знакомится с Вячеславом Ивановым, посещает его литературные вечера.

    В 1910 году впервые опубликованы стихотворения Осипа Эмильевича в журнале "Аполлон". В Париже он знакомится с Н. Гумилёвым, а в 1911 году - с А. Ахматовой.

    С этого времени Мандельштам примыкает к акмеизму, войдя в "Цех поэтов". Осип Эмильевич активно пишет статьи и литературные манифесты, идеи которых не всегда разделяли акмеисты.

    С 1911 года Мандельштам жил в Петербурге и учился в Петербургском университете, который ему окончить не удалось. Изучал всё это время филологию, иностранные языки.

    В 1917 году приветствовал Февральскую революцию и крайне скептически отнёсся к Октябрьскому перевороту. Служил в Центральной коллегии по разгрузке и эвакуации Петрограда.

    После Октябрьской революции Осип Эмильевич переезжает в Москву и работает в Наркомпросе заведующим подотделом художественного развития учащихся в Отделе реформы школы.

    Мандельштам по состоянию здоровья берёт отпуск, но не уведомляет об этом начальство официально, после чего "дело" Мандельштама разбираюсь на коллегии, но никаких административных наказаний к Осипу Эмильевичу не применили.

    В начале 1919 года Мандельштам уезжает на Украину (Харьков, Киев), где он встретил свою будущую жену Надежду Хазину. Надо сказать, что на протяжении всей жизни Мандельштам испытывал самые нежные чувства к Марине Цветаевой, был её преданным другом.

    До 1920 года посетил Крым, Кавказ и через Петроград вернулся в Москву.

    В 1921 году Мандельштам вновь едет на Кавказ, посещает Киев. Потом он женится и уезжает в Тифлис. Через год поэт снова в Москве. Союз писателей выделил Мандельштаму комнату в Доме Герцена, где жили литераторы. Осип Эмильевич в это время активно занимается переводами, публикует очерки, статьи, стихи.

    В 1923 году выходят сборники стихотворений Мандельштама "Камень" и "Вторая книга". Это было спокойное и благополучное время в жизни Осипа Эмильевича, когда наладился быт, стабилизировалось материальное положение.

    В августе 1923 года Мандельштам уезжает в санаторий в Гаспре и просит оставить комнату в Доме Герцена за ним с разрешением проживать там его брату. Но по возвращении с курорта в Москву Мандельштаму комнату не возвращают. Поэту негде жить, нет работы, нет денег. Ситуация была почти катастрофической. За Москвой-рекой Мандельштамы поселяются в комнате профессора, который почти весь год жил на даче. Осип Эмильевич получает возможность вновь работать, надеясь со временем выкупить это жильё совсем. Работает Мандельштам, по его собственным словам, для денег, чтобы хоть немного поправить материальное положение семьи.

    Позже Мандельштамы около месяца живут в подмосковном Доме отдыха, а затем переезжают к другу, так как комнаты профессора они лишились.

    В начале осени Мандельштам с женой переезжают в Ленинград.

    В 1928 году Осипа Эмильевича привлекают к разбирательству "Дела об "Уленшпигеле". Суть дела в том, что книгу Шарля де Костера, которую Мандельштам редактировал, издательство ошибочно выпустило, обозначив Осипа Эмильевича переводчиком. Переводчик А. Горнфельд потребовал объяснений. Издательство опубликовало в прессе официальное извинение, но на этом дело не закончилось, так как Горнфельд опубликовал в прессе фельетон на Мандельштама, а Мандельштам ответил новой публикацией.

    С 1929 года Осип Эмильевич поселяется в Москве, вначале остановившись в общежитии учёных, а затем переехав в комнату брата. В это время начинается вновь травля Мандельштама в связи с "Делом об "Уленшпигеле". Доходит до судебного разбирательства, в результате которого Мандельштама призывают к моральной ответственности, а настоящего переводчика упрекают в ошибочности фельетонов в адрес Мандельштама. В сложившейся ситуации Осип Эмильевич лишился работы. История с судом окончательно выбила поэта из колеи.

    Мандельштам, возмущённый несправедливым к нему отношением, пишет в "Открытом письме советским писателям": "Я ухожу из Федерации советских писателей, я запрещаю себе отныне быть писателем, потому что я морально ответственен за то, что делаете вы".

    Это был смелый и опасный шаг, так как Советская Россия того времени не прощала критики в адрес властей и приветствуемых правительством направлений в литературе.

    С августа 1929 по февраль 1930 года Мандельштам работал в газете "Московский Комсомолец".

    В 1930 году Мандельштам побывал в Армении. После возвращения из поездки Осип Эмильевич с женой переезжают в Ленинград.

    С 1931 года Мандельштам живёт в Москве (врозь с женой).

    В 1932 Мандельштамы поселяются вновь в Доме Герцена. В это время состоялся вечер стихов Осипа Эмильевича, его произведения печатаются в газетах. В этом же году писатель вместе с женой посетили Крым. Потом семья переехала в новую кооперативную квартиру (с удобствами) в Москве.

    В 1934 году в ночь с 13 на 14 мая Мандельштама арестовали. Следствие длилось две недели. В результате Мандельштама обвинили в написании эпиграммы и приговорили к трём годам ссылки на Урал. В ссылке у Осипа Эмильевича был припадок, теперь ухудшилось состояние здоровья, ему разрешили переехать в Воронеж.

    Целый год Мандельштам не мог писать: тяжёлое нервное потрясение после ареста серьёзно подорвало здоровье.

    В 1937 году истёк срок ссылки, и Мандельштамы возвратились в Москву, но прожили в ней всего несколько месяцев, так как находиться в столице опальному поэту не разрешалось. Мандельштам с женой переехал в поселок на Волге, а потом поселился в городе Калинине.

    2 мая 1928 года Мандельштама вновь арестовали (за ним прислали бригаду НКВД) и приговорили к пяти годам лагерных работ.

    Осип Эмильевич был тяжело болен, допросы его измучили, а лагерная жизнь окончательно подорвала и без того слабое здоровье.

    27 декабря 1938 года поэт умер в лагерной больнице под Владивостоком.

  • Маяковский В.

     

    Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

     

    В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

     

    В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным". Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник "Я" был написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта "Простое как мычание" (1916).

     

    В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта — "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете "Искусство коммуны".

     

    Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925—1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).

     

    Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом—поэмы "Война и мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

     

    Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского — трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.

     

    В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.

     

    Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога — одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в определении программного смысла поэмы "Облако в штанах": ""Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" — четыре крика четырех частей". Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы после революции оказалась для поэта трагической. В "Облаке" Маяковский выходит к людям "безъязыкой" улицы в роли поэта-пророка, "тринадцатого апостола", "сегодняшнего дня крикогубого Заратустры", чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя "сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой", Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего — но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.

     

    В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" и "Про это" у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме "Флейта-позвоночник" он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме "Война и мир" — праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь". Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность. В поэме "Человек" показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего — этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей.

     

    В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие от "Двенадцати" Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно заявляющие: "Мы сами себе и Христос и Спаситель!"

     

    В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием "громады любви" развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека природного, стремящегося занять место Бога.

     

    В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет", внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.

     

    После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. В поэме "Во весь голос" Маяковский называет настоящее "окаменевшим говном", а реализацию своего идеала Человека переносит в неопределенно далекое "коммунистическое далеко".

     

    Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала травлю со стороны рапповской критики.

     

    В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой ("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский".

     

    Скачать произведения:

    Клоп

    Облако в штанах

    Стихи (1912-1917)

    Стихотворения 1912-1916 годов

     

  • Некрасов Н.А.

    "Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому".

    (Из воспоминаний современников)

    Некрасов, Николай Алексеевич (1821- 1878 гг.) родился 10 декабря 1821 года в Немирове Подольской губернии. Отец, Алексей Сергеевич Некрасов, отставной майор, жил в собственном имении в селе Грешнево Ярославской губернии. Семья Некрасовых была небогата, хотя Некрасовы относились к мелкопоместным дворянам. Мать поэта, Елена Андреевна, была необыкновенно умной и образованной женщиной. В семье царила атмосфера напряжённости из-за жёсткого, властного характера отца Некрасова. Николай Алексеевич с детства испытал на себе все тяготы самодурства и видел, как тяжела жизнь крепостных, так как его отец не щадил своих работников и обращался с ними жестоко.

     

    Некрасов учился вначале в Ярославской гимназии, в будущем отец хотел отдать его на военную службу.

     

    Николай Алексеевич вопреки воле родителей в 1838 году попробовал поступить в Петербургский университет, но не смог сдать все экзамены. Он всё же остался в университете на правах вольнослушателя филологического факультета. Отец, возмущённый самовольным решением сына, лишает Некрасова всякой материальной поддержки. Николай Алексеевич ради учёбы в университете идёт на самую низкооплачиваемую работу в газетах и журналах, пишет стихи.

     

    Первый сборник Некрасова "Мечты и звуки" был опубликован в 1840 году, но не был принят критикой, так как оказался ещё очень поэтически слабым. Некрасов занимается написанием критических статей, популярными становятся его фельетоны и водевили.

     

    В 1843 году Николай Алексеевич встречается с В. Г. Белинским, завязывается их длительная дружба, взгляды Белинского существенно повлияли на формирование мировоззрения Некрасова.

     

    В 1847 году Некрасов и Панаев становятся хозяевами журнала «Современник». К этому времени Николай Алексеевич уже сформировался как поэт и критик. В «Современнике» публикуются И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Журнал приобретает широкую популярность среди мыслящей интеллигенции. Некрасов постоянно решает проблемы с цензурой, спасает своё издание от разорения и запретов, так как нередко по политическим соображениям цензоры запрещали или сокращали основную часть публикаций.

     

    В эти же годы Николай Алексеевич любил А. Я. Панаеву, они не венчались, но жили в гражданском браке и совместно занимались литературным творчеством.

     

    Некрасов использует все свои связи, чтобы удержать «Современник» от разорения и защитить от натиска цензуры. Он публикует и собственные статьи, поддерживает юных писателей, помогает им в опубликовании первых произведений.

     

    В 1862 году на 8 месяцев правительство закрывает «Современник». В это же время арестовывают Чернышевского, начинается гонение на писателей, разделявших демократические и революционные идеи.

     

    В 1863 году Николай Алексеевич добивается разрешение на возобновление работы журнала. В этом же году на страницах журнала был опубликован роман Чернышевского "Что делать?".

     

    В 1866 году, после неудачной попытки убийства императора Александра II, журнал «Современник» закрывается. Попытки Некрасова возобновить работу

    «Современника» оказываются безуспешными.

     

    Лишь в 1868 году Николай Алексеевич арендует журнал «Отечественные записки», редактором которого он останется до конца своей жизни. В «Отечественных записках» вместе с Некрасовым работают М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Г.И. Успенский, Д.И. Писарев и др. Издаются и собственные сборники стихов Некрасова и его поэм. К поэту приходит настоящая популярность. Конец 60-х годов был трудным временем в жизни Некрасова, так как Николаю Алексеевичу во имя спасения журнала пришлось пойти на компромисс с властями и частичные уступки цензуре. Некоторые общественные деятели и обвиняют Некрасова в отступничестве, в эгоизме, а сам поэт очень тяжело переживает эти упрёки.

     

    В 70-х годах Некрасов переживает личный кризис, в его стихотворениях появляются печальные мотивы, относящиеся непосредственно к жизни самого поэта, он сосредоточен и на собственных чувствах.

     

    В 1875 году Николай Алексеевич узнаёт, что болен раком, соглашается на операцию, но все попытки лечения безуспешны. Умирающему Некрасову со всей России приходят письма и телеграммы, поддерживающие поэта. К этому времени Некрасов уже был женат на Зинаиде Викторовой, которая помогала ему в работе в последние годы его жизни.

     

    Умер Николай Алексеевич 8 января 18878 года в Петербурге, на похоронах присутствовало несколько тысяч человек.

  • Пушкин А.С.

    Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799г. в Москве, в Немецкой слободе.

     

    Он был воспитан французскими гувернерами, его домашнее образование заключалось в изучении французского, и других нужных предметов. С раннего детства ему была привита любовь к чтению. Так что Пушкин еще с раннего детства познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века.

     

    В 1811 году Пушкин поступает в Царскосельский лицей — это было элитное учебное заведение, которое предназначалось для подготовки высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин пишет свои первые строки: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также знаменитыми деятелями русской литературы, Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.

     

    После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был переведен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал ни дня. Он всецело отдался творчеству. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня", "На Аракчеева", которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И. Якушкина, "в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть". Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в марте 1820.

     

    В мае 1817 года он был сослан на юг. Он уехал в Екатеринослав, там познакомился с семьей Раевских. Позже вместе с ними уезжает на Кавказ, позже в Крым, и в сентябре попадает в Кишинев. Там он живет в доме генерала Инзова, заместителя Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин познакомился и активно общается с будущими декабристами. За три года ссылки написаны "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Узник", "Песнь о вещем Олеге". Начат роман в стихах "Евгений Онегин".

     

    В июле 1823 Пущкина переводят в Одессу. Позже по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери "под надзор местного начальства". Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями - семьей Осиповых-Вульф - и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова", написал стихи "Давыдову", "На Воронцова", "На Александра I" и другие.

     

    17 декабря 1825 узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв". С глубоким волнением ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей "не отвечать и не ручаться" за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

     

    Напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие" (1828).

     

    В мае 1828 Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время поэт сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Пушкину.

     

    В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень".

     

    Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П. Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов" - и сдержал свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Сказка о попе и о работнике его Балде", стихотворения "Элегия", "Бесы", "Прощение" и множество других, закончен "Евгений Онегин".

     

    18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой. Летом 1831 вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать "Историю Пугачева" (1833), историческое исследование "История Петра I".

     

    Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям.

     

    За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны "Пиковая дама" (1833), "Египетские ночи", "Капитанская дочка" (1836), поэма "Медный всадник", сказки.

     

    В конце 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели — художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д. Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

Online

Сейчас 3 гостей онлайн
   

© 2007-2012 "Классическая литература" - философские, поэтические и художественные памятники литературы; литературная критика.

С администрацией сайта можно связаться по адресу admin@litclassic.ru

S5 Box