Анализ стихотворений Печать
Автор: Administrator   
15.12.2010 14:02

Стихотворения Осипа Мандельштама - это особый мир, мир чувств, где сосуществуют самые странные и на первый взгляд несовместимые образы. Поэзия Мандельштама то врывается в жизнь, то льётся тихой песней. Мир у поэта един и вызывает боль, щемящую боль от переполненности чувствами, от узнаваемости в каждой детали и клеточке жизни чего-то родного, знакомого.

Мандельштам в своих стихотворениях вводит образ толпы, гула и хаоса, которые не угнетают, а дают возможность человеку почувствовать себя отдельным от жизни и одновременно связанным с нею невидимой нитью, нитью истории, души народа, связью времён.

 

Средь народного шумного спеха.

На вокзалах и пристанях

Смотрит века могучая веха

И бровей начинается взмах.

 

Пространство и время у Мандельштама существуют по собственным законам. Они не зависят от истории, человек свободно перемещается в пространстве и времени как бы одновременно. Мир здесь расколот и един одновременно.

Читая Мандельштама, на мгновенье теряешься от обрушивающейся на тебя огромной жизни, какой-то нескладной, расколотой на части, но именно такой, какой она является нам в нашем сознании, в воспоминаниях.

 

И, если подлинно поётся

И полной грудью, наконец,

Всё исчезает ~ остаётся

Пространство, звёзды и певец!

 

Взгляд через пространство и время придают особую прелесть поэзии Мандельштама. И действительно, чувства не знают границ, внутренний мир не делит жизнь на "до" и "после". Всё сходится в нашей душе, в воспоминаниях, когда лирический герой пытается осознать происходящее или происшедшее, понимая, что ничего нельзя изменить:

 

Будет и мой черёд -

Чую размах крыла.

Так - но куда уйдёт

Мысли живой стрела?

 

Или свой путь и срок

Я, исчерпав, вернусь:

Там - я любить не мог.

Здесь - я любить боюсь...

 

Сравнения Мандельштама резки, но непременно одушевлены. Всё в этом поэтическом мире находится в постоянном движении, соприкасается, сравнивается и исчезает в душевных переживаниях героя. Поэт вдыхает душу во все предметы действительности, в любой признак времени. Всё в мире Мандельштама живёт и движется, приходя в непосредственное соприкосновение с человеком.

 

Что, если вздрогнув неправильно.

Мерцающая всегда.

Своей булавкой заржавленной

Достанет меня звезда?

 

Тяжкая жизнь гонимого поэта Советской России не сломила Осипа Эмильевича, не исказила лёгкий, красивый слог его стихов, искореженная душа не пролилась обидой в поэзии на мир, на Вселенную. Он не приемлет конкретных людей - вождей, - но мир от этого не потерял для него красок, чистоты и веры в прекрасное.

 

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы как черви жирны,

А слова как пудовые гири верны.

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

 

И как чисто звучит его уверенность в своей чистоте и праведности, в его духовной независимости от этих "вождей":

 

Уведи меня в ночь, где течёт Енисей

И сосна до звезды достаёт.

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьёт.

 

Сам Мандельштам писал: "Не требуйте от поэзии сугубой вещности, конкретности, материальности... Разве вещь хозяин слова? Слово - Психея. Живое слово не обозначает предмета, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело". Слова у Мандельштама не оторваны от предметов, но они больше, чем предметы, ими обозначаемые. Понятия в поэзии Мандельштама разрастаются до размеров вселенной, потому что каждая вещь, по мнению поэта, воплощённая в слове, наделена душой и собственной жизнью. В поэзии Осипа Эмильевича живут самостоятельной жизнью города, вокзалы, звёзды, реки - всё это оживший мир, прошедший через сердце поэта.

 

Прозрачная весна над чёрною Невой

Сломалась, воск бессмертья тает...

О, если ты звезда, - Петрополь, город твой,

Твой брат, Петрополь, умирает!