Натуралистические взгляды: литература – это наука Печать
Автор: Administrator   
31.10.2016 00:00

Эмиль Золя был ярким представителем такого направления, как натурализм. Хотя принципы подобного отображения реальности зародились еще в середине XIX века, именно ему принадлежит заслуга создания термина «натурализм». Направление, наиболее полно представленное французским писателем в «Экспериментальном романе» и раскрытое в теоретическом «Натурализме в театре», безусловно, оказало серьезное влияние на все его творчество.

Недостаточность реализма

С точки зрения писателя, творчество реалистов не могло в необходимой мере ответить на вызов, бросаемый миром современному искусству. Поэтому на смену реалистичному отображению реальности должно прийти натуралистичное. Он полагал, что литература – это наука ровно настолько же, как биология, медицина и физиология, а писатель равен ученому, и обязан также беспристрастно изучать факты, объективно воспринимать и отображать их. Натурализм не приемлет личных симпатий и антипатий, выражения политических взглядов в произведениях, и по возможности избежать эмоций. Это стало причиной для многочисленных обвинений Золя в отрицании «духовного начала» литературы.

Зеркало реальности

Эмиль очень пристально знакомился с науками, особенно биологией и медициной, физиологией, что могли серьезно повлиять на понимание им предмета своей работы. Он действительно полагал, что законы животного царства обладают серьезной ролью в человеческом обществе, и вполне могут быть применены для его изучения. Тут писатель во многом обогнал свое время. Однако его стремление сделать литературу наукой в полной мере, то есть низвести ее до сугубо отображения реальности, не завершилось созданием нового литературного пласта, а породило только одно течение. Наиболее приземленное отражение реальности характерно для ранних романов, к примеру, «Мадлен Фера», и для произведения «Земля». Чуть более сложно воспринимается животное начало человека, и интереснее переосмысляется в «Ругон-Макарры». Со временем натуралистическое восприятие слегка уступило место творчеству, но так никогда и не покинуло полностью произведения великого француза, став основой для биологических и точнейших профессиональных описаний. К сожалению, иногда стремление Золя к натуралистичности затмевает главных героев романов, но зато открывает заинтересованному взору широкое полотно человечности во всех ее самых отвратительных проявлениях без украшательства и оправданий.